Черненко Елена Ивановна

Работа с дошкольниками на территории детского сада

 МКДОУ «Глушковский  детский сад №1

«Калинка»  Глушковского района

Курской области

Работа с дошкольниками на территории детского сада

Воспитатель:

Черненко Елена Ивановна

Первая младшая группа

Цель. Обратить внимание детей на красоту окружающего мира, на особенности объектов природы. Познакомить с деятельностью старших дошкольников и взрослых на территории детского сада.

Содержание.

Осень. Наблюдение за уборкой сухих листьев.

Сбор крупных семян (бархатцев, календулы, космеи и др.). Педагог объясняет детям, зачем собирают семена.

Зима. Наблюдение за трудом взрослых по уборке территории детского сада от снега, посильное участие в ней.

Наблюдение за подкормкой птиц.

Весна. Посильное участие в подготовке почвы для овощных и цветочных культур.

Посадка под руководством педагога семян крупного размера (настурции, бобов, фасоли и др.).

В предварительной беседе взрослый напоминает детям, зачем они собирали осенью семена.

Вторая младшая группа

Цель. Приобщать детей к посильной трудовой деятельности, формировать экологи­чески правильное поведение.

Содержание.

Осень. Посильное участие в уборке сухих листьев (например, собранные детьми старшего дошкольного возраста и взрослыми листья дети отвозят в игрушечных грузови­ках в определенное место на участке).

Наблюдение за работой взрослых и старших дошкольников: перекапыванием огорода, рассаживанием многолетников, обрезкой кустарников и т.п. Дети получают представления о том, как нужно работать, какой инвентарь необходим.

Зима. Расчистка от снега дорожек на участке. Педагог объясняет и показывает, как лучше держать лопатку, куда везти снег.

Весна. Рыхление земли маленькими граблями на заранее вскопанных грядках. Педагог показывает, как это делается.

Старшие дети должны поблагодарить малышей за работу, чтобы они знали, что их труд тоже важен.

Для детей четвертого года жизни выделяется грядка для посадки крупных семян овощных культур. Взрослый объясняет и показывает, как сажать семена, малыши помогают.

Во время работы педагог знакомит их с названиями садовых инструментов, терминами, обозначающими способы работы. По окончании посадки педагог ставит на грядке табличку, на которой приклеено защищенное от влаги изображение культуры.

Лето. Наблюдая и ухаживая за растения­ми в течение всего сезона, дети получают представление о том, какие этапы проходит та или иная культура в своем развитии. Знакомятся с правилами уборки урожая и принимают в этом посильное участие. В процессе работы педагог предлагает детям вспомнить русские народные сказки, в которых говорится об уборке овощей ("Репка", "Мужик и медведь").

Вводится понятие "оставить на семена". Дети наблюдают, как развивается растение, оставленное на семена (редис, свекла, морковь).

Сбор семян овощных и цветочных культур проводится под руководством педагога. Взрослый объясняет, как определить время сбора семян.

 

Средняя группа

Цель. Развивать интерес к объектам природы, наблюдая за поведением птиц, жизнью насекомых, сезонными изменениями растений и т.д. Формировать элементарные навыки работы с садово-огородным инвентарем. Воспитывать умение трудиться сообща, помогать товарищам, ответственно выполнять порученное дело.

Содержание.

Осень. Уборка опавших листьев. Предварительно педагог проводит беседу о том, что в природе все целесообразно, нет ничего лишнего. Например, сухие листья защищают зимой корневую систему деревьев и многолетних растений, а, перегнивая, удобряют землю. Вводится понятие "компост".

Сбор семян (под руководством педагога).

Зима. Расчистка от снега дорожек и участка от снега.  -

Помощь птицам. Педагог рассказывает, что подкормка птиц проводится с поздней осени до ранней весны. Демонстрирует изображения разных видов кормушек, привлекает дошкольников к изготовлению простейших кормушек. Обсуждает с детьми, какие виды корма необходимы для разных птиц.

Весна. Педагог обращает внимание детей на то, что взрослые окапывают землю вокруг деревьев и кустарников. Объясняет, что это необходимо для доступа к корневой системе воздуха, так как растения, как и все живые существа, дышат, пьют воду, растут и развиваются.

Детей можно привлечь к первичной перекопке земли на огороде, к равнению грядок и рабаток, показав, как рыхлить землю тяпками, не задевая корневую систему растений. Педагог приучает дошкольников к аккуратному выполнению заданий, к тому, что инвентарь после работы должен быть при­веден в порядок.

Для детей этого возраста на общем огороде выделяют две-три грядки, чтобы они под руководством взрослого могли посадить се­мена овощных культур, а педагог - выращенную ими рассаду.

Лето. Работа по прополке сорняков, поливу овощных и цветочных культур. Педагог показывает, как правильно выполнять эти операции, руководит деятельностью детей.

Старшая группа

Цель. Формировать у детей умение планировать свою деятельность (с помощью педагога). Закреплять навыки работы с садово- огородным инвентарем.

Содержание.

Осень. Педагог проводит беседу о том, как готовятся к зиме растения, животные и человек.

Дети принимают посильное участие в сборе урожая овощей, участвуют в перекопке огорода.

Собирают опавшие листья, под руководством педагога выкапывают яму, куда складывают листву на компост

Зима. Наблюдение за зимующими птица­ми и помощь им. В ходе беседы уточняется, какие виды корма нужны разным птицам. Педагог демонстрирует изображения разных кормушек. Дети решают, какая лучше, стараются доказать правильность своего выбора. Простейшие кормушки изготавливают самостоятельно и с помощью педагога. Более сложные - с помощью родителей. На прогулке находят подходящие места для кормушек на участке детского сада и помогают их развесить.

Весна. Дети совместно с педагогом выращивают рассаду в уголке природы, закрепляют знания об условиях, необходимых для нормальной жизнедеятельности растений.

Наблюдая с детьми, как взрослые обреза­ют ветви и покрывают известью стволы деревьев, педагог объясняет значение этой работы для нормальной жизнедеятельности деревьев и кустарников.

Перед началом работы на территории проводится беседа о правилах поведения: нужно стараться работать дружно, не мешая друг другу; бережно относиться к посадкам.

Дети перекапывают землю, удобряют ее компостом, разбивают грядки на огороде. Совместно с педагогом намечают места для выращивания лекарственных растений и злаков. Работают небольшими группами (по 3-4 человека).

В цветнике дошкольники под руководством педагога равняют рабатки, рыхлят землю, выбирают места для посадок однолетних и двулетних растений.

Лето. Уход за посадками, наблюдение за их ростом и развитием. Педагог, окучивая и подвязывая растения, объясняет детям, зачем это нужно.

Подготовительная к школе группа

Цель. Создавать условия для перехода к самостоятельному планированию детьми деятельности (педагог координирует работу).

Содержание.

Осень. Дети наблюдают, как взрослые сажают молодые деревья на территории детского сада. Педагог проводит беседу о строении деревьев, способах и времени их по­садки; о том, что нужно уважать и беречь труд других людей.

Дошкольники не только собирают урожай овощей, но и участвуют в перекопке земли. Желательно запастись землей и песком для ра­боты в уголке природы зимой и ранней весной. Совместно с педагогом дети планируют, какие овощи будут сажать в следующем году. Взрослый объясняет, что можно произвести посев моркови, свеклы, зелени (укропа, петрушки и др.) под зиму. После посева дети устанавливают на грядках таблички с изображением этих растений.

Проводится работа по закладыванию на компост сухих листьев.

После сбора семян однолетников дети помогают убирать растения с клумб, рабаток.

Педагог показывает, как нужно обрезать многолетники, как укрыть их на зиму. Если необходимо, совместно с детьми делит и рассаживает многолетники,

предварительно объяснив, почему и как это делается. С помощью вопросов побуждает дошкольников к осмыслению производимых

операций.

Зима. Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

На прогулке педагог проводит беседу о защитных свойствах снега, совместно с детьми вспоминает сказку "Мороз Иванович", предлагает раскопать снег, чтобы увидеть, что там "спит" зеленая трава.

Уборка участка от снега становится постоянной обязанностью детей (лучше выполнять по подгруппам).

Весна. Если есть возможность, проводится экскурсия в оранжерею, парники.

Дети привлекаются к рыхлению земли в приствольных кругах деревьев и плодово-ягодных кустарников.

Предварительно продумав план работы на огороде, педагог в беседе с детьми наводящими вопросами и объяснениями (напри­мер, дает представление о севообороте, знакомит с понятием совместимости произрастания овощных культур) побуждает их к об­суждению темы и принятию решений.

На территории огорода дети размечают грядки, решают, где сажать семена и рассаду. Готовят почву к посадке (рыхлят, удобряют компостом).

Педагог предлагает дошкольникам провести эксперимент: часть семян одной овощ­ной культуры посадить сразу в землю, другую часть прорастить перед посадкой, а из третьей части вырастить рассаду. Эту работу можно вести по подгруппам. Например, одна подгруппа занимается семенами перца, другая - огурцов и т.д. Наблюдая за развитием экспериментальных растений в течение лета, дети получат первые представления о наиболее эффективных способах работы с культурами.

Рассаду (кроме хрупкой) педагог поручает сажать детям, предварительно показав, как это делается. Дошкольники выполняют работу поочередно (два ребенка сажают, остальные наблюдают, затем сажают двое других и т.д.). Посадку рассады помидоров и подвязывание растений осуществляет взрослый.

Дети участвуют в планировании цветников по ярусам (высокие растения дальше, низкорослые ближе), цветовой гамме, совместимости цветочных культур.

В течение сезона дети зарисовывают свои впечатления. Можно сделать фотоальбом с фотографиями детей во время работы на огороде и в цветнике, осенью провести выставку детских рисунков, праздник выращенного урожая.

2 февраля 2017 в 18:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.